Тиграми не рождаются
Эсминец Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) — многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Используются также для разведывательной, дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений. Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Но, как выяснилось по итогам русско-японской войны, «ни один истребитель ни одного миноносца не перехватил и не истребил» (цитата). Английский эквивалент термина — дестроер (англ. destroyer — истребитель). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения и с низкой мореходностью и автономностью плавания.
Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев была торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Из них основными стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил. Выросли и их водоизмещение и их значимость, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 50-х — 60-х гг XX века). Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению легким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.
Лидер Эсминцев
Лидер эскадренных миноносцев — класс торпедно-артиллерийского корабля, существовавший в военно-морских силах ряда стран в первой половине ХХ века.
К началу Второй мировой войны лидеры рассматривались как промежуточный между легкими крейсерами и эсминцами класс быстроходных артиллерийско-торпедных кораблей, назначением которых, по мнению ведущих военно-морских специалистов, являлось:
Подавление лидеров и миноносцев противника;
Обеспечение защиты своих кораблей от атак торпедных сил противника;
Выведение своих миноносцев в атаки против сил противника;
Тактическая разведка;
Использование торпедного оружия;
Минные постановки.
Лидеры Франции
Особое место лидеры заняли в кораблестроительных программах Франции. Не имея достаточно крейсеров чтобы бороться с итальянскими лидерами и эсминцами, французы сделали ставку на огневое и скоростное превосходство своих более крупных кораблей.
Первая серия из 6 единиц типа «Ягуар» (Jaguar), вошедшая в строй в 1926-27 годах, имела водоизмещение на 600 тонн большее, чем у французских эсминцев того времени и несла 5 130-мм орудий вместо 4. Дальнейшее развитие лидеров было весьма плавным. От серии к серии возрастало водоизмещение, скорость и огневая мощь. В течении 1930-36 годов французский флот получил ещё четыре серии лидеров — «Бизон» (Bison), «Эгль» (Aigle), «Вокелен» (Vauquelin) и «Ле Террибль» (Le Terrible). Стандартное водоизмещение этих кораблей колебалось от 2400 до 2600 тонн, вооружение состояло из мощных 138-мм орудий[1], а скоростные качества были превосходными[2]. Вершиной развития французских лидеров стала пара типа "Могадор" (Mogador), стандартное водоизмещение которых приблизилось к 3000 тонн, а вооружение составили 8 138-мм орудий в спаренных башенных установках.
Следует заметить, что превосходные характеристики французских лидеров покупались ценой снижения дальности плавания и мореходности, но для кораблей, предназначенных действовать в Средиземном море, этот недостаток не считался существенным. Гораздо опаснее оказалась проявившаяся во время войны слабость средств ПВО.
Лидеры США
Флот США приступил к постройке лидеров в начале 1930 годов. Поскольку международные соглашения ограничивали стандартное водоизмещение лидеров 1850-ю тоннами, американским конструкторам пришлось пойти на определённые жертвы в попытке вместить в столь ограниченный объём максимум вооружения. Первая серия американских лидеров «Портер» (Porter), состоявшая из 8 кораблей имела весьма мощное вооружение из 8 127-мм пушек в двухорудийных башнях, но они не могли вести зенитный огонь. В итоге все средства ПВО первоначально ограничивались 12,7-мм пулемётами. Следующая серия лидеров «Сомерс» (Somers) включала 5 единиц и имела те же недостатки. Хотя перед началом войны лидеры получили 28-мм счетверённые зенитные автоматы, разработка которых сильно затянулась, новое оружие оказалось ненадёжным, а остойчивость кораблей приблизилась к опасному уровню. В результате американский флот решил не строить более лидеры, сосредоточившись на обычных эсминцах и лёгких крейсерах.
Корвет
Эскортный корабль специальной постройки, появившийся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. Водоизмещение 500—1600 тонн, скорость 16—20 узлов (30—37 км/ч). Вооружение: артиллерийские установки калибра 76—102 мм и зенитные автоматы калибра 20—40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы, оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками.
Канонерская Лодка
Канонерская лодка (канлодка) — боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, предназначенный для боевых действий на реках, озерах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней.
Водоизмещение:
речные канонерские лодки — до 1.5 тыс. тонн;
мореходные канонерские лодки — до 3 тыс. тонн.
Скорость: 3 − 15 узлов .
Вооружение: 1-4 орудия ГК (203 - 356 мм) или до 10 орудий СК (76-170), автоматические зенитные пушки и пулеметы.
Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками называли крупные шлюпки или небольшие парусно-гребные суда с установленным на носу одним крупным орудием. В эпоху парового флота - артиллерийский корабль для действий на реках, в шхерах, в прибрежной зоне. Могли исполнять функции береговой обороны, обороны портов, эстуариев рек, борьбы с десантом, поддержки своих войск на берегу поддержки высадки своих десантов и другие вспомогательные задачи (демонстрация флага в колониях, эскорт, перевозка грузов). Могли быть специальной постройки, переоборудованные; броненосные, бронепалубные, небронированные.
Тральщик
Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.
По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660 - 1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.
По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters).
Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:
контактные — представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
акустические — предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
электромагнитные (соленоидные) — аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.
В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:
Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т.д.
Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году.
Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.
К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины).
В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бобмардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Cходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52. В настоящее время вертолёты ВМФ США MH-53E Super Stallion активно используются в качестве минных тральщиков.
Катера
Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже России) собственно боевых катеров нет.[1] Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».
Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны, океанские патрульные корабли (характерны для Великобритании), и им подобные.[2] Общим признаком при этом остается малое водоизмещение.
Западная классификация не делает строгого различия между боевыми катерами и следующим по размеру типом, корветами, объединяя их в класс легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, или FAC).
Наиболее известные типы катеров
Собственно боевые катера
ракетные
торпедные
противолодочные
бронекатера
Катера специального назначения
Противоминные (катерные тральщики)
Десантные
Морские суда обеспечения
Катера-торпедоловы
Рейдовые суда обеспечения
Рейдовые буксиры
Суда размагничивания
Катера пограничной охраны
сторожевые катера
Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев была торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Из них основными стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил. Выросли и их водоизмещение и их значимость, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 50-х — 60-х гг XX века). Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению легким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.
Лидер Эсминцев
Лидер эскадренных миноносцев — класс торпедно-артиллерийского корабля, существовавший в военно-морских силах ряда стран в первой половине ХХ века.
К началу Второй мировой войны лидеры рассматривались как промежуточный между легкими крейсерами и эсминцами класс быстроходных артиллерийско-торпедных кораблей, назначением которых, по мнению ведущих военно-морских специалистов, являлось:
Подавление лидеров и миноносцев противника;
Обеспечение защиты своих кораблей от атак торпедных сил противника;
Выведение своих миноносцев в атаки против сил противника;
Тактическая разведка;
Использование торпедного оружия;
Минные постановки.
Лидеры Франции
Особое место лидеры заняли в кораблестроительных программах Франции. Не имея достаточно крейсеров чтобы бороться с итальянскими лидерами и эсминцами, французы сделали ставку на огневое и скоростное превосходство своих более крупных кораблей.
Первая серия из 6 единиц типа «Ягуар» (Jaguar), вошедшая в строй в 1926-27 годах, имела водоизмещение на 600 тонн большее, чем у французских эсминцев того времени и несла 5 130-мм орудий вместо 4. Дальнейшее развитие лидеров было весьма плавным. От серии к серии возрастало водоизмещение, скорость и огневая мощь. В течении 1930-36 годов французский флот получил ещё четыре серии лидеров — «Бизон» (Bison), «Эгль» (Aigle), «Вокелен» (Vauquelin) и «Ле Террибль» (Le Terrible). Стандартное водоизмещение этих кораблей колебалось от 2400 до 2600 тонн, вооружение состояло из мощных 138-мм орудий[1], а скоростные качества были превосходными[2]. Вершиной развития французских лидеров стала пара типа "Могадор" (Mogador), стандартное водоизмещение которых приблизилось к 3000 тонн, а вооружение составили 8 138-мм орудий в спаренных башенных установках.
Следует заметить, что превосходные характеристики французских лидеров покупались ценой снижения дальности плавания и мореходности, но для кораблей, предназначенных действовать в Средиземном море, этот недостаток не считался существенным. Гораздо опаснее оказалась проявившаяся во время войны слабость средств ПВО.
Лидеры США
Флот США приступил к постройке лидеров в начале 1930 годов. Поскольку международные соглашения ограничивали стандартное водоизмещение лидеров 1850-ю тоннами, американским конструкторам пришлось пойти на определённые жертвы в попытке вместить в столь ограниченный объём максимум вооружения. Первая серия американских лидеров «Портер» (Porter), состоявшая из 8 кораблей имела весьма мощное вооружение из 8 127-мм пушек в двухорудийных башнях, но они не могли вести зенитный огонь. В итоге все средства ПВО первоначально ограничивались 12,7-мм пулемётами. Следующая серия лидеров «Сомерс» (Somers) включала 5 единиц и имела те же недостатки. Хотя перед началом войны лидеры получили 28-мм счетверённые зенитные автоматы, разработка которых сильно затянулась, новое оружие оказалось ненадёжным, а остойчивость кораблей приблизилась к опасному уровню. В результате американский флот решил не строить более лидеры, сосредоточившись на обычных эсминцах и лёгких крейсерах.
Корвет
Эскортный корабль специальной постройки, появившийся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. Водоизмещение 500—1600 тонн, скорость 16—20 узлов (30—37 км/ч). Вооружение: артиллерийские установки калибра 76—102 мм и зенитные автоматы калибра 20—40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы, оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками.
Канонерская Лодка
Канонерская лодка (канлодка) — боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, предназначенный для боевых действий на реках, озерах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней.
Водоизмещение:
речные канонерские лодки — до 1.5 тыс. тонн;
мореходные канонерские лодки — до 3 тыс. тонн.
Скорость: 3 − 15 узлов .
Вооружение: 1-4 орудия ГК (203 - 356 мм) или до 10 орудий СК (76-170), автоматические зенитные пушки и пулеметы.
Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками называли крупные шлюпки или небольшие парусно-гребные суда с установленным на носу одним крупным орудием. В эпоху парового флота - артиллерийский корабль для действий на реках, в шхерах, в прибрежной зоне. Могли исполнять функции береговой обороны, обороны портов, эстуариев рек, борьбы с десантом, поддержки своих войск на берегу поддержки высадки своих десантов и другие вспомогательные задачи (демонстрация флага в колониях, эскорт, перевозка грузов). Могли быть специальной постройки, переоборудованные; броненосные, бронепалубные, небронированные.
Тральщик
Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.
По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660 - 1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.
По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters).
Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:
контактные — представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
акустические — предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
электромагнитные (соленоидные) — аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.
В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:
Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т.д.
Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году.
Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.
К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины).
В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бобмардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Cходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52. В настоящее время вертолёты ВМФ США MH-53E Super Stallion активно используются в качестве минных тральщиков.
Катера
Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже России) собственно боевых катеров нет.[1] Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».
Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны, океанские патрульные корабли (характерны для Великобритании), и им подобные.[2] Общим признаком при этом остается малое водоизмещение.
Западная классификация не делает строгого различия между боевыми катерами и следующим по размеру типом, корветами, объединяя их в класс легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, или FAC).
Наиболее известные типы катеров
Собственно боевые катера
ракетные
торпедные
противолодочные
бронекатера
Катера специального назначения
Противоминные (катерные тральщики)
Десантные
Морские суда обеспечения
Катера-торпедоловы
Рейдовые суда обеспечения
Рейдовые буксиры
Суда размагничивания
Катера пограничной охраны
сторожевые катера