"Parkan" и парканы (parkans).
В учебниках истории рядом с именами великих держав былых времен часто стоят названия гордых боевых кораблей, царивших некогда на морях и океанах родной планеты - афинские триеры, византийские дромоны, дракары викингов, венецианские галеры, каравеллы, фрегаты и дредноуты. Метрополия тоже не стала исключением из общего правила. На ее многочисленных верфях было построено немало замечательных звездолетов, но все же символом Зеленого Кольца стали вовсе не могучие летающие крепости и не грозные корабли-арсеналы. Наибольшая известность выпала на долю сравнительно небольших разведчиков-крейсеров типа "Parkan".
История создания этих кораблей восходит чуть ли не к орбитальным челнокам (шаттлам), которые ограниченной серией строились на Земле в конце XX - начале XXI веков. Итак...
В 2490-ых годах - т.е. примерно лет через восемьдесят после исчезновения Хн'Гванов и окончания войны - на Лунной верфи (Федеральное Адмиралтейство) была заложена первая серия сторожевых кораблей типа "Бдительный". Это были небольшие космолеты с термоядерной силовой установкой, напоминающие в плане букву "Т". При массе покоя около 2000т они несли экипаж в 6-8 человек и были рассчитаны на полеты в околоземном пространстве, на трассе Земля-Луна.
Конструкция сторожевиков оказалась весьма удачной - на их основе были разработаны буксиры, посыльные суда и множество аппаратов специального назначения. Корабли типа "Бдительный" строились в течении почти пятидесяти лет, но отдельные экземпляры можно было встретить на орбите еще в 2600-2650 годах, а в поясе астероидов - и позже.
Около 2540 года на основе удачного проекта "Бдительного" был разработан корабль универсального назначения типа "Аргус": масса покоя 3500-4500т, экипаж 8-12 человек (в зависимости от конкретного проекта). "Аргусы" строились до 2670 года и использовались для полетов между внутренними планетами Меркурием, Венерой, Землей и Марсом - а также для полетов в пояс астероидов. Кроме того, несколько кораблей этого типа использовались
в 2680-2690 годах как вспомогательные при исследованиях спутников Юпитера и Сатурна.
К 2700 году, когда начались полетов к облакам Оорта, "Аргусы" окончательно устарели и исчерпали все ресурсы для модернизации. Их начали заменять на еще более крупные космолеты типа "Аргус - II" - охотники за астероидами с массой покоя до 10000т и экипажем в 16-18 человек. Различные модификации этих кораблей строились очень долго - примерно до 3100-3150 года.
Надежные и неприхотливые охотники за астероидами часто использовались для экспериментов с первыми моделями гипер-двигателей. Например, стенфордовская "Комета" тоже относится к типу "Аргус - II".
Практически одновременно в 2715 году была развернута программа постройки кораблей-носителей дальнего радиуса действия (тип "Пеликан", масса покоя до 120 тыс. т, экипаж 300-320 человек). Эта программа предусматривала разработку специальных "легких" кораблей малого радиуса действия. Поскольку классические "Т"-образные "Аргусы" явно не годились на эту роль, на их основе был разработан совершенно новый проект. У буквы "Т" просто слегка "обрезали крышечку" - так в 2725 году появился похожий на букву "Г" "Экспресс" - прямой предок "Parkan" - масса покоя до 3000т, экипаж 5-6 человек..
Различные модификации "Экспрессов" (зачастую, уже совершенно не похожие на головной корабль серии) строились до 3250 года. Космолеты постепенно увеличиваясь в размерах, но при этом все они имели вполне традиционную компоновку, восходящую еще к старым "Аргусам". Наконец, в 3312 году на Лунной верфи был построен первый "Экспресс - II". В отличие от прототипа, этот корабль с массой покоя в 12000т уже имел характерную спаренную силовую установку с двумя перпендикулярно установленными каналами ускорителей. Вдоль этих каналов монтировались стандартные модули - блоки с различным оборудованием, топливные элементы или грузовые отсеки.
Благодаря исключительно удобной, продуманной конструкции, новые "Экспрессы" благополучно пережили несколько глубоких модернизаций и эксплуатировались до 3620 года, когда появилась первая серийная модификация такого корабля, оборудованная гипер-конвертором. Это и был "Parkan".
* * *
Схема "Parkan" была почти сразу же признана классической и претерпела к настоящему моменту не так уж много изменений, хотя свой характерный обтекаемый внешний облик эти корабли получили только после новианского и барратского конфликтов 3926-4076 годов.
Итак, настоящий "Parkan" - это гипер-звездолет неограниченного радиуса действия. Масса покоя (в зависимости от модели) составляет 19 - 26 тыс. т. Экипаж может насчитывать до 8 человек (стандартные вспомогательные крейсера Федеральной Службы Изысканий), но обычная боевая
модификация, используемая Флотом или Патрулем управляется только одним пилотом, работающим в постоянном контакте с искусственным интеллектом-симбионтом типа "Винер-XXVII" (или выше) и набором из двенадцати вспомогательных искусственных интеллектов более низкого класса.
Несколько забегая вперед нужно отметить, что последние модификации "Parkan", появившиеся после лентулианского кризиса (7535-7685 годы), в обязательном порядке оборудуются сетевыми генераторами и установками полевого армирования. Кроме того, помимо обычных систем вооружения такой крейсер может нести до 8 дронов, что позволяет рассматривать его, как "составной космический корабль" (CSS - Compound Space Ship).
После того, как Метрополия даровала лентулианским кланам статус союзников и предоставила права гражданства андроидам (при условии успешного прохождения теста Тьюринга-Брюса), часть крейсеров типа "Parkan" получила смешанные экипажи человек-робот (обычно, в роли напарников
выступали разумные машины типа "Оберон" и "Астрон").