Квестор
Тиграми не рождаются
Идея соборов как общественных зданий (вторая половина XII в. – XIII в.), строительство которых объединяло всех жителей города (известны случаи, когда на стройке в роли простых рабочих принимала участие даже знать), несомненно, укрепляло социальные и политические позиции епископата, но, главное в контексте искусства, — вело к бурному развитию религиозно-философской мысли, которая очень быстро и — очевидно опять под влиянием необходимости — объявила созидательный труд — главным делом благочестия. Т.е., обоснование, как обычно, семенило вслед за социальной потребностью.

С этого момента развитие искусства в средние века в латинской Европе и в Европе восточной (где главным делом благочестия по сей день церковь полагает покаяние), пошло принципиально разными путями. Тезис Фомы Аквинского о том, что "Высшая красота человеческой природы состоит в блеске знания" оказался столь верен и столь прогрессивен, что буквально оплодотворил европейскую религиозно-философскую мысль и европейское искусство. Больше того — он лег в фундамент "здания искусств", на первом этаже которого живет искусство раннего Ренессанса (кватроченто — XV век), на втором — Ренессанса позднего (чинквеченто — XVI век), на третьем — барокко (XVII в. – первая половина XIX в.), на четвертом — хроматизма (вторая половина XIX в. — начало XX в.), и на мансарде которого пока еще обретается искусство современное, со всеми его многочисленными "измами".

Важно отметить, что характерной особенностью готики, разнящей ее с искусством следующих веков, является творческий тандем заказчика (епископа или, реже, аббата) и подрядчика — архитектора(ов), скульптора(ов), живописца(ев), витражиста(ов). Заказчик придумывал и намечал прототип — исполнитель разрабатывал его на свое усмотрение. Несмотря на преимущественно религиозный характер прототипов, никакого канонического давления регрессивно-визайнтийского толка на готического мастера не оказывалось и не могло оказываться в силу естественных социальных процессов, т. е. развития общественного сознания в индивидуалистически-буржуазном ключе. Здесь мы говорим, что готика выступила в т.ч. социально-психологической базой Ренессанса.



Дуализм творческого метода в готический период, проиллюстрированный одним из витражей шартрского собора: аббат (заказчик) и архитектор (исполнитель) обсуждают детали будущей постройки.
Итак, разобравшись в механизмах формирования готической основы европейского изобразительного искусства, мы начинаем понимать, что главным движителем этого процесса явилось генетическое стремление народов латинской Европы к свободе. Мы видим, что искусство живет и развивается только там, где нарождается и крепнет естественная воля к ней — как к личной, так и к свободе общества в целом.



Зеленым отмечены страны Европы, развивавшиеся в парадигме "Созидательный труд есть дело благочестия"; красным — страны византийского наследства ("Дело благочестия — покаяние"); серым — смешанные регионы.